Джунгли Пантеры
АвторСообщение
вожак стаи




Не в стае
Появился в джунглях: 01.01.70
Рейтинг: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.05 22:24. Заголовок: Искусство


Различные виды искусства развивались у разных народов неодинаково. Так, например, в период зарождения художественного творчества у первобытных людей древнекаменного века в центральной части Европы и прилегающих районах современной территории бывшего СССР преобладающее развитие получила мелкая каменная и костяная скульптура. В южных частях Европы и на Урале в это же время была распространена монументальная пещерная живопись.

В эпоху неолита наибольшую художественную ценность представляли собой замечательные произведения деревянной скульптуры лесного Зауралья, а в железном веке – предметы металлической скульптуры т.н. «звериного стиля» Верхнего Прикамья. Глиняная и каменная скульптура не получила здесь значительного развития.

Пермский звериный стиль уходит корнями в глубокую древность. Этот стиль можно определённо назвать пермским, так как сложился он на пермской земле, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах верхнего Прикамья – на территории бывшей Перми Великой русских летописей.

Чем объяснить, что звериные мотивы долго сохранялись и преобладали в искусстве Прикамья, что они сохранялись и тогда, когда родовой строй уже разлагался, и охота постепенно уступала свою роль в хозяйстве земледелию и скотоводству. Может быть даже тем, что в северных лесных районах Прикамья, где найдены почти все предметы звериного стиля, роль охоты была весьма значительна и в эпоху железа, о чём говорит большое количество находок охотничьих орудий и костей диких животных в археологических памятниках этого времени.

В сюжетах пермского звериного стиля нашли отображение не только дикие, но и домашние животные, причём можно проследить, как постепенно изображения диких животных вытесняются изображениями домашних, что косвенно отражает изменения в хозяйстве.

На развитие древнего искусства влияли изменения в общественном строе местных племён. Разложение родового строя и связанное с ним усиление роли военной организации общества, частые столкновения между родами и племенами вызвали появление в сюжетах искусства сцен борьбы, в частности сцен борьбы между животными. Сильный отпечаток на сюжеты наложили религиозные представления первобытного человека. Большая часть прикамской металлической скульптуры относится к предметам культового назначения: это медные идолы-божки.

Первые произведения создал человек современного физического типа (кроманьонец). До работ советских археологов самые древние памятники на Урале не были известны. Раскопки стоянки Талицкого на реке Чусовой и открытие
А. В. Рюминым и О. Н. Бадером палеологической живописи Каповой пещеры показали, что Урал не был исключением среди других районов нашей страны. На стоянке имени Талицкого найдено ребро мамонта с незатейливым линейным и угловым орнаментом. В верхнем этаже Каповой пещеры обнаружены силуэтные изображения семи мамонтов, двух диких лошадей и двух шерстистых носорогов, сделанных красной охрой на стенах пещеры.

В расположении фигур на стенах пещеры отсутствуют ещё признаки определённок помпозиции. Животные изображены друг над другом в разных частях пещеры. По стилю изображения мамонта – в спокойном движении, с характерным горбатым профилем спины, со слабо намеченными короткими бивнями или вовсе без них – рисунки Каповой пещеры больше всего похожи на гравированные на кости изображения этого животного на предметах из палеонтологических стоянок восточной Сибири.

Изображение зверей не было случайным в самых ранних произведениях первобытного искусства. Зверь олицетворял пищу и одежду, единство первобытного коллектива с окружающей природой.


Ты в ответе за всех, кого приручил Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


вожак стаи




Не в стае
Появился в джунглях: 01.01.70
Рейтинг: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.05 22:25. Заголовок: Re:


Ну, остальное, наверное, я завтра выложу...


Ты в ответе за всех, кого приручил Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
вожак стаи




Не в стае
Появился в джунглях: 01.01.70
Рейтинг: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.05 14:59. Заголовок: Re:


Расцвет искусства каменного века на Урале приходится на период неолита (V – III тыс. до н.э.). в эпоху неолита развиваются различные виды искусства – наскальная живопись, деревянная, каменная, глиняная и костяная скульптура, орнамент. К эпохе неолита относятся найденные в Горбуновском и Шигирском торфяниках Зауралья замечательные по своей выразительности сосуды и ложки в виде лебедя, утки, гуся и болотной курочки, деревянные жертвенные фигурки лося, ручки сосудов с головой медведя и т.д. Часть этих находок относится к предметам культа, другая часть (ложки, черпак, фигура подсадной утки) имеет чисто бытовое назначение. Древний художник воплотил свои наблюдения над животными и птицами в сжатых зрительных образах, отбросив всё второстепенное.

Преобладание изображений животных, птиц и рыб в искусстве каменного и бронзового веков объясняется тем, что охота и рыболовство в лесной полосе Урала были основными отраслями хозяйства. Главными видами древнейших форм религии был тотемизм – поклонение животным, от которых вели своё происхождение первобытные коллективы или отдельные люди, и магия (колдовство), в обрядах которой священные животные так же играли значительную роль.

Звериный стиль больше всего развивается в металлической, глиняной и костяной скульптуре. Изображения хищных и домашних животных, летящей птицы с человеческой личиной украшают не только предметы культа, но и орудия труда, оружие, предметы быта, части одежды и конской сбруи.

В III – IV вв. из лесостепных и степных районов Зауралья проникают в Прикамье скотоводческие племена угорского и тюркского происхождения. Под их влиянием усиливается роль скотоводства в хозяйстве местных племён, и разложение родового строя идёт быстрыми темпами. Продолжает расти роль промысловой охоты. Пушнина становится постоянным средством обмена с далёкими землями Средней Азии и Ближнего Востока, откуда проникают в Прикамье предметы роскоши, оседающие в руках местной знати и в святилищах. Этот бурный и богатый событиями период вызвал к жизни новые идеи, в религиозных верованиях получили дальнейшее развитие тотемические представления и культ предков, начали выделяться культы главных антропоморфных божеств.

Вторжение новых племён и расширение торговых связей также сказались на развитии местного искусства. Сюжеты металлических изображений звериного стиля этой эпохи в основном преемственно связаны с сюжетами предшествующего времени – летящими птицами с мышами на груди, изображением медведя, лошади или лося. Однако появляются и новые – крупные человеческие личины, дополненные фигурами животных, фигуры человеколосей и человеческие фигуры в их обрамлении, полные объёмные фигурки водоплавающих птиц и животных, сцены борьбы между животными леса и степи и многое другое.

Водоплавающих птиц почитали многие народы Урала. У коми и коми-пермяков немало легенд связано с лебедем – «юсь». Он считался священной птицей, на него не охотились и мясо его не употребляли в пищу. Такой же почитаемой птицей была утка. В Юсьвинской районе Коми-пермяцкого округа были распространены знаки собственности, обозначающиеся словом «юсь». Очевидно, лебедь считался священной птицей родового коллектива, который когда-то обитал в этом районе. Сосуды с изображением водоплавающих птиц использовались в религиозных обрядах как жертвенная посуда, а каменные и металлические фигурки – как амулеты-обереги, как вотивные вещи – жертвоприношение божеству, или как часть шаманской одежды. Поздние птицевидные пронизки служили украшением обычной одежды.


Ты в ответе за всех, кого приручил Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
вожак стаи




Не в стае
Появился в джунглях: 01.01.70
Рейтинг: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.05 15:00. Заголовок: Re:


Особую группу птицевидных изображений составляют пронизки в виде «кричащих птиц» и с изображением птицы, клюющей животное.

Изображение медведя впервые встречается в Верхнем Прикамье среди неолитических рисунков Писаного камня. Зверь изображён в обычной для того времени манере – силуэтом. Он сидит на задних лапах. По-видимому, сильный и опасный хищник уже тогда был священным животным. Медведя почитали многие народы Урала. У коми в прошлом существовал культ медведя – «оша». Охотники считали медведя похожим на человека и называли его «хозяином».

Изображения медведя встречаются на костяных рукоятках и бронзовых бляшкахв памятниках ананьинской культуры (Конецгорское селище, зуевский могильник, Галкинское городище).

Наиболее характерным сюжетом пермского звериного стиля является изображение медведя в жертвенной позе. Ещё в XIX в. у зауральских племён был распространён обычай снимать с убитого медведя шкуру вместе с лапами и головой и укладывать в переднем углу жилища на стол так, чтобы морда находилась между лапами, после чего начинался магический обряд поклонения медведю, так называемый медвежий праздник. На Гляденовском костище найдено девятнадцать фигурок медведя в жертвенной позе, выполненных техникой выпуклого литья, напайки и чеканки.

Древнейшее изображение лося на Урале обнаружено на деревянной лыже у висского торфяника. Изображение лося нередки в наскальных рисунках эпохи неолита и бронзы на Писаном камне. Здесь же впервые встречается человеческая фигура с лосиной головой. Лось, подобно медведю, почитался как тотемное животное многими племенами Урала и лесной полосы. Сильно стилизованные фигурки лося, нанесённые коротким зубчатым штампом, украшает нижнюю часть орнаментальной зоны глиняного сосуда эпохи бронзы со стоянки Бор III. В памятниках ананьинской культуры также встречаются фигурки лося, выполненные из кости (Пижемское городище и др.). у всех этих фигурок удлинённые пропорции, в основном фигурки сильно стилизованы.

Среди изделий пермского звериного стиля выделяются семь крупных ажурных блях с изображением женской фигуры в окружении животных, птиц и человеческих фигур. Чаще всего изображения лося встречаются среди памятников ламоватовской культуры, но выполнены они в очень своеобразной манере. Характерное для пермского звериного стиля сочетание фигур животных и человека с отдельными элементами – головами, крыльями – особенно часто встречается в изображении человеколосей. Одежда человеколосей украшена характерным для того времени точечным орнаментом.
Человеколоси были, очевидно, в воображении древних людей своеобразными духами-охранителями верховного божества или семейного очага.

Одним из распространённых у древнего населения Прикамья был культ коня, образ которого связан с солнцем и богиней природы – матерью всего сущего. В поселениях Верхнего Прикамья, начиная с ананьинской культуры, постоянно встречаются жертвенные комплексы, связанные с почитанием лошади. Возрастание хозяйственного значения лошади, которая использовалась как верховое животное и тягловая сила, привело к тому, что изображение её в металлической скульптуре пермского звериного стиля оттеснило лося.



Ты в ответе за всех, кого приручил Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Прозвище, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- обитатель в джунглях
- обитатель не в джунглях
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет




WoWeb.ru - портал для веб-мастера

Дружественные форумы:

форум "Изумрудный город"
литературный форум (Пантера)
форум миров "Меча и Зеркала" (Букан)
форум сказки (Псаммиад)
Собачий форум "Конура"